Платежи за природопользование
Впервые в практику хозяйствования предполагается ввести систему платежей за приро-допользование. В систему платежей за природопользование войдут: платежи за право поль-зования природными ресурсами; платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов, осуществляемые государством или хоз¬расчетными специализированными предприятиями и организация¬ми; компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого ис-пользования или ухудшение их качества, вызванное деятельностью этих предприятий; пла-тежи за выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ в природную среду; дополни¬тельный налог с прибыли предприятий, выпускающих экологи¬чески опасную продукцию, применяющих экологически опасные технологии; штрафы и другие экономические санкции за наруше¬ние норм рационального природопользования; льготы по налого¬обложению при-были.
С каждым годом увеличиваются затраты на воспроизводство при¬родных ресурсов и на природоохранные мероприятия. В настоящее время источники и методы финансирования этих мероприятий еще не связаны в единую систему, что требует своего решения. Предлага-ется создать экологические фонды как предприятий, так и территорий. Источниками образо-вания экологических фон¬дов предприятий могут быть: амортизационные отчисления по при-родоохранным сооружениям и объектам, доходы (депозитный процент) от хранения в банке средств экологического фонда; часть прибыли предприятия, используемой для финансирова-ния природоохранной деятельности; кредиты, субсидии территори¬альных экологических фондов и банков на снижение вредных воздействий выбросов предприятия на окружающую среду; другие источники. Средства экологического фонда предприятия должны расходовать-ся под контролем органов охраны природы. Ресурсы природоохранного фонда могут быть использованы по согласова¬нию с природоохранными органами на совершенствование основ¬ного производства, обеспечивающее снижение вредного воз¬действия предприятия на окру-жающую среду. Источниками средств территориальных экологических фондов должны стать платежи предприятия за выбросы загрязняющих веществ в при¬родную среду, от выпуска природоохранных займов, субсидии из бюджета, целевые местные налоги, добровольные взносы, про¬центы за природоохранные кредиты. Влияние кредита на эффективность функ-ционирования хозяйственного механизма, в том числе и экономического давления природо-пользованием достига¬ется, с одной стороны за счет применения его для перераспре¬деления денежных ресурсов между различными звеньями народно¬го хозяйства, а с другой - за счет стимулирования на его основе рационального использования этих ресурсов. Примени¬тельно к обеспечению охраны природы и рационального исполь¬зования природных ресурсов кредит может служить дополнитель¬ным источником финансирования ресурсосберегающих меро-прия¬тий. Стимулирующее действие кредита заключается в том, что он предоставляется в за-висимости от результатов работы предпри¬ятий. При этом учитывается степень выполнения последними производственных планов и, наконец, накоплений, состояние экономики и фи-нансов, своевременное и полное выполнение обя¬зательств в части погашения кредитов. Осо-бую роль в процессе использования экономических фондов при управлении рациональ¬ным природопользованием играет материальное стимулирование.
Применяемые долгое время командно-административные ме¬тоды управления народным хозяйством ориентировали предприя¬тия на эксплуативный рост промышленного производ-ства, добычи полезных ископаемых, использования сельскохозяйственных площадей, и т. п. Экономические рычаги оптимизации природопользования были малоэффективны, система санкций за загрязнение окружающей среды не стимулировала охрану природы. Другими словами, в сферу природопользования в должной мере не были включены экономические рычаги и ответственность трудовых коллективов и отдельных работников за результат, сво-его тру¬да.
Перевод предприятий на работу в условиях налогообложе¬ния прибыли изменяет содер-жание экономического механизма ра¬ционального природопользования. Балансовая прибыль предприя¬тия, а, следовательно, и прибыль, остающаяся в его распоряже¬нии, прямо зависят от уровня использования им резервов уве¬личения выпуска дополнительной продукции, в том числе и за счет комплексного использования природных ресурсов, снижения потерь при их обработке. Кроме того, прибыль зависит от вредного воздействия в результате хозяйствен-ной деятельности на окружающую среду. В этих условиях для предприятий важны все ис-точники увеличения прибыли, в том числе и от льгот в налогообложении и поощрительных выплат, стимулирующих приро¬доохранную деятельность. Так, поощрительные выплаты ус-танав¬ливаются: за снижение выбросов (сбросов) вредных веществ в окружающую среду по сравнению с установленными нормативами - в размере нормативной оценки предотвращен-ного ущерба. Эти поощрительные выплаты предлагаются производить из средств (природо-охранных фондов) федеральных и местных бюджетов; за сверхнормативное снижение забора воды из водных источников - в размере 75% действующего тарифа; за повышение кадастро-вой (балльной) оценки сельскохозяйственных земель и лесов в ре¬зультате проведения соот-ветствующих природоохранных (проти¬воэрозионных, лесоохранных, восстановительных) мероприятий - из средств, накапливаемых в порядке возмещения потерь сельского хозяйства от изъятия земель из сельскохозяйствен¬ного оборота и в фонд (попенной) платы за лесополь-зование. Предусмотрены и другие поощрительные выплаты. Важное значе¬ние при работе предприятий в условиях налогообложения прибы¬ли имеет система налоговых льгот от эко-логичности хо¬зяйственной деятельности, которая значительно стимулирует природоохран-ную деятельность предприятий.
Все виды платежей за природные ресурсы устанавливаются в виде твердых ставок (нор-мативов) в расчете на единицу пот¬ребляемого (применяемого) ресурса запасов полезного ис-копае¬мого, 1 м2 воды и др. Платежи датируются с учетом качествен¬ных характеристик ре-сурсов и природных условий эксплуатации. За нарушение действующих норм и лимитов ис-пользования при¬родных ресурсов (например, сверхнормативный расход запасов полезных ископаемых) применяются повышенные платежи, выпла¬чиваемые из хозрасчетного дохода предприятий-нарушителей.
Уменьшение налогооблагаемой прибыли при осуществлении природоохранных меро-приятий при осуществлении их за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий: налоговые льготы для предприятий, выпускающих природоохранное оборудо¬вание, мате-риалы и реагенты, а также приборы и оборудование для мониторинга окружающей среды. Наряду с мерами поощри¬тельного воздействия, должны применяться меры экономической ответственности за нарушение правил рационального природо¬пользования.
Экономические санкции за нарушение природоохранного за¬конодательства выплачива-ют за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. При этом за превышение до-пустимых объемов выбросов (сбросов, размещения) загрязняющих веществ платежи взима-ются в кратном размере, исходя из затрат на предотвращение загрязнения.
Анализ практики применения действующего экономического механизма управления природопользованием показывает, что требуется его совершенствование на основе разработ-ки эконо¬мических и организационных мер, которые позволят достичь ре¬альных результатов в решении проблемы рационального природо¬пользования. На это направлены усилия многих экономистов.
С каждым годом увеличиваются затраты на воспроизводство при¬родных ресурсов и на природоохранные мероприятия. В настоящее время источники и методы финансирования этих мероприятий еще не связаны в единую систему, что требует своего решения. Предлага-ется создать экологические фонды как предприятий, так и территорий. Источниками образо-вания экологических фон¬дов предприятий могут быть: амортизационные отчисления по при-родоохранным сооружениям и объектам, доходы (депозитный процент) от хранения в банке средств экологического фонда; часть прибыли предприятия, используемой для финансирова-ния природоохранной деятельности; кредиты, субсидии территори¬альных экологических фондов и банков на снижение вредных воздействий выбросов предприятия на окружающую среду; другие источники. Средства экологического фонда предприятия должны расходовать-ся под контролем органов охраны природы. Ресурсы природоохранного фонда могут быть использованы по согласова¬нию с природоохранными органами на совершенствование основ¬ного производства, обеспечивающее снижение вредного воз¬действия предприятия на окру-жающую среду. Источниками средств территориальных экологических фондов должны стать платежи предприятия за выбросы загрязняющих веществ в при¬родную среду, от выпуска природоохранных займов, субсидии из бюджета, целевые местные налоги, добровольные взносы, про¬центы за природоохранные кредиты. Влияние кредита на эффективность функ-ционирования хозяйственного механизма, в том числе и экономического давления природо-пользованием достига¬ется, с одной стороны за счет применения его для перераспре¬деления денежных ресурсов между различными звеньями народно¬го хозяйства, а с другой - за счет стимулирования на его основе рационального использования этих ресурсов. Примени¬тельно к обеспечению охраны природы и рационального исполь¬зования природных ресурсов кредит может служить дополнитель¬ным источником финансирования ресурсосберегающих меро-прия¬тий. Стимулирующее действие кредита заключается в том, что он предоставляется в за-висимости от результатов работы предпри¬ятий. При этом учитывается степень выполнения последними производственных планов и, наконец, накоплений, состояние экономики и фи-нансов, своевременное и полное выполнение обя¬зательств в части погашения кредитов. Осо-бую роль в процессе использования экономических фондов при управлении рациональ¬ным природопользованием играет материальное стимулирование.
Применяемые долгое время командно-административные ме¬тоды управления народным хозяйством ориентировали предприя¬тия на эксплуативный рост промышленного производ-ства, добычи полезных ископаемых, использования сельскохозяйственных площадей, и т. п. Экономические рычаги оптимизации природопользования были малоэффективны, система санкций за загрязнение окружающей среды не стимулировала охрану природы. Другими словами, в сферу природопользования в должной мере не были включены экономические рычаги и ответственность трудовых коллективов и отдельных работников за результат, сво-его тру¬да.
Перевод предприятий на работу в условиях налогообложе¬ния прибыли изменяет содер-жание экономического механизма ра¬ционального природопользования. Балансовая прибыль предприя¬тия, а, следовательно, и прибыль, остающаяся в его распоряже¬нии, прямо зависят от уровня использования им резервов уве¬личения выпуска дополнительной продукции, в том числе и за счет комплексного использования природных ресурсов, снижения потерь при их обработке. Кроме того, прибыль зависит от вредного воздействия в результате хозяйствен-ной деятельности на окружающую среду. В этих условиях для предприятий важны все ис-точники увеличения прибыли, в том числе и от льгот в налогообложении и поощрительных выплат, стимулирующих приро¬доохранную деятельность. Так, поощрительные выплаты ус-танав¬ливаются: за снижение выбросов (сбросов) вредных веществ в окружающую среду по сравнению с установленными нормативами - в размере нормативной оценки предотвращен-ного ущерба. Эти поощрительные выплаты предлагаются производить из средств (природо-охранных фондов) федеральных и местных бюджетов; за сверхнормативное снижение забора воды из водных источников - в размере 75% действующего тарифа; за повышение кадастро-вой (балльной) оценки сельскохозяйственных земель и лесов в ре¬зультате проведения соот-ветствующих природоохранных (проти¬воэрозионных, лесоохранных, восстановительных) мероприятий - из средств, накапливаемых в порядке возмещения потерь сельского хозяйства от изъятия земель из сельскохозяйствен¬ного оборота и в фонд (попенной) платы за лесополь-зование. Предусмотрены и другие поощрительные выплаты. Важное значе¬ние при работе предприятий в условиях налогообложения прибы¬ли имеет система налоговых льгот от эко-логичности хо¬зяйственной деятельности, которая значительно стимулирует природоохран-ную деятельность предприятий.
Все виды платежей за природные ресурсы устанавливаются в виде твердых ставок (нор-мативов) в расчете на единицу пот¬ребляемого (применяемого) ресурса запасов полезного ис-копае¬мого, 1 м2 воды и др. Платежи датируются с учетом качествен¬ных характеристик ре-сурсов и природных условий эксплуатации. За нарушение действующих норм и лимитов ис-пользования при¬родных ресурсов (например, сверхнормативный расход запасов полезных ископаемых) применяются повышенные платежи, выпла¬чиваемые из хозрасчетного дохода предприятий-нарушителей.
Уменьшение налогооблагаемой прибыли при осуществлении природоохранных меро-приятий при осуществлении их за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий: налоговые льготы для предприятий, выпускающих природоохранное оборудо¬вание, мате-риалы и реагенты, а также приборы и оборудование для мониторинга окружающей среды. Наряду с мерами поощри¬тельного воздействия, должны применяться меры экономической ответственности за нарушение правил рационального природо¬пользования.
Экономические санкции за нарушение природоохранного за¬конодательства выплачива-ют за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. При этом за превышение до-пустимых объемов выбросов (сбросов, размещения) загрязняющих веществ платежи взима-ются в кратном размере, исходя из затрат на предотвращение загрязнения.
Анализ практики применения действующего экономического механизма управления природопользованием показывает, что требуется его совершенствование на основе разработ-ки эконо¬мических и организационных мер, которые позволят достичь ре¬альных результатов в решении проблемы рационального природо¬пользования. На это направлены усилия многих экономистов.